Актуальный вопрос: Плата за проезд

    Увеличение с 1 декабря 2018 года  стоимости  проезда в пассажирских автобусах на местных маршрутах до 20 рублей — совершенно необходимая и давно назревшая  мера  поддержки  перевозчиков, терпящих убытки, и единственная на сегодня возможность остановить деградацию отрасли, вернуть рентабельность этому социально значимому бизнесу и позволить ему  заняться  обновлением  автобусного парка.   Осознать эту реальность и поддержать повышение тарифа призвали участников  общественного обсуждения  представители автотранспортных предприятий и администрации Междуреченского городского округа. 

    Заместитель главы округа  по городскому хозяйству Л.В. Сдвижкова информировала собравшихся  о том,  что вопрос стоит очень остро,  и на днях был вынесен на коллегию администрации Кемеровской области.  

    —  Последний раз тариф на пассажирские перевозки на общественном транспорте поднимали в 2015 году,  на 1 рубль,  а стоимость льготного проезда для  пенсионеров не менялась с 2002 года. Уже 16-й год подряд она составляет 4 рубля, при этом с понедельника по четверг пенсионеры пользуются льготным правом бесплатного проезда, — напомнила Людмила Викторовна. —  Долго действовала политика сдерживания роста тарифов для населения. В результате в настоящий момент ситуация такова, что медлить дальше нельзя. В этом году жители  Междуреченска ощутили на себе, что автобусов стало не хватать — было много сходов с линии по причине технических неисправностей.  

    Мера непопулярная, никто не желает никаких повышений, но, если мы не сделаем этого сегодня,  то завтра придется  ходить пешком на дальние расстояния  либо вызывать такси. Еще недавно у нас на линию выходили 20 автобусов государственного автотранспортного предприятия и до 40 частных автобусов  объединения перевозчиков ООО "Автосиб".  Сегодня количество частных автобусов сократилось до 30,  увеличен  интервал между рейсами.  

    Автобусы имеют значительную  степень износа;  из-за невысокой заработной платы водительский состав нестабилен.  И мы знаем, какие  это влечет последствия по стране: аварии с многочисленными жертвами, — подчеркнула заместитель главы округа. —  Еще три месяца назад начальник департамента транспорта и связи Евгений Михайлович Курапов представил эту проблему на одном из областных совещаний. Среди регионов Сибирского федерального округа у нашей территории самый низкий тариф: 15 — 16 рублей.  Тогда как у соседей цена поездки на автобусе составляет 18 — 22 рубля, Новосибирск будет повышать проезд до 24 рублей, Красноярск к концу года с 22 рублей поднимет цену проезда до 25 рублей.

    В настоящее время региональная энергетическая комиссия Кемеровской области принимает все документы,  которые подтвердят экономическую обоснованность нового тарифа в размере 20 рублей, и стоимость льготного проезда для пенсионеров до 10 рублей. Это может звучать  для нас неприятно, но не будем забывать, что в период с 2015 по 2018 годы стоимость горючего выросла на 30%; электроэнергии, которая используется на всех транспортных предприятиях, — на 69%. Запчасти поднялись в цене на 50 — 70%.

    Не будем забывать, что, заходя  в автобус и приобретая билет, мы заключаем договор с перевозчиком, по которому он отвечает за нашу жизнь до момента высадки, — заметила Л.В. Сдвижкова. —  Но как он может нести эту ответственность, не имея средств на обновление? 

    Если вспомнить, то в 2006 году в Междуреченске было  много  новых автобусов — тогда перевозчики могли себе это позволить.  Но, не поднимая  тарифа,  ряд государственных и частных перевозчиков в нашей области уже довели до банкротства.  Тогда как в соседних регионах, при сообразной  реалиям  плате за проезд,  перевозчики в  полном  порядке и трудятся достойно.  

    В ходе обсуждения вопроса о повышении тарифа на пассажироперевозки  с участием заинтересованных лиц каждый голос будет услышан и внесен в протокол — это должны быть аргументированные позиции, — подчеркнула Людмила Викторовна. — В итоге мы должны прийти к общему консолидированному мнению.

    Директор  МКУ УБТС Г.Д. Кирсанов отметил, что средний возраст автобусов по Междуреченску — 12 лет, это  влияет на безопасность перевозок и не позволяет оказывать качественную, надежную услугу. Зачастую  отсутствие средств на запчасти и дозаправку приводит к сбоям в графике движения пассажирских автобусов. Транспортные организации принимают все возможные  меры по выполнению взятых на себя договорных обязательств, в том числе по нерентабельным маршрутам, ввиду их социальной значимости. Но не в состоянии обеспечить  своевременное обслуживание пассажиров.

    —   Для сравнения, в 2015  году  происходило 1400 срывов рейсов в месяц, в среднем, — отметил Григорий  Дмитриевич. —  В 2018 году ежемесячно происходит уже 3040  срывов, из 22 тысяч рейсов. То есть каждый седьмой рейс сорван, люди прождали на остановках вдвое дольше. Администрация округа вынуждена вести работу по оптимизации расходов  предприятий путем сокращения числа рейсов,  во вред пассажирам.

    Г.Д. Кирсанов заметил, что в Новосибирске, к примеру, нет срывов рейсов: это было бы ЧП с серьезными последствиями. Там, едва намечается сбой, ставят на линию  резервный автобус — могут себе  позволить содержать резерв.  

    Расчеты показывают, что стоимость перевозки для одного пассажира на сегодняшний день,  по городу,  составляет более  20 рублей, а для таких маршрутов, как 16-й, 7-й, 9-й, 11-й, 12-й —   более 23 рублей.  По мнению перевозчиков,  для качественной безопасной работы пассажирского автотранспорта  тариф на перевозки надо устанавливать в размере 23 рублей.  

    Для  увеличения  доходности автотранспортных предприятий и сокращения их долгов есть предложение  повысить тариф  с 1 декабря 2018 года,  с 15 — 16 рублей  до 20 рублей; установить стоимость проезда для льготных категорий граждан в размере 50% от тарифа — 10 рублей, оставив сезонный проезд в период с 1 мая до 1 октября, с понедельника по четверг,  бесплатным.  Стоимость проездного билета для школьников необходимо  повысить со 100 рублей до 200 рублей, для студентов — со 130 до 240 рублей.

    Главный инженер ГП АТП О.В. Бутаков отметил, что с  ноября 2015 года увеличились расходы на выполнение современных требований по оснащению автобусов системами ГЛОНАСС и тахографами. Предприятие терпит  убытки  — 462 млн. рублей  в год.  Только рост тарифа позволит выйти на уровень рентабельности  и  даст предприятию возможность развиваться.

    Начальник отдела технического надзора ОГИБДД  А.С. Евсюков  информировал, что  всего в городе насчитывается  622 автобуса (включая автопарк промышленных предприятий), из них 379 используются свыше 10 лет. С начала года  выявлено 988 нарушений, связанных с техническим состоянием автобусов.  Очевидна  и проблема превышения нормативов рабочего времени водителей,  нарушения режима труда и отдыха, отметил Андрей Сергеевич.  Переутомление же за рулем может привести к катастрофическим последствиям.  Чтобы не допустить дорожной аварийности по этой причине, с 1 июля 2019 года всех перевозчиков  законодательно обязывают установить тахографы для контроля режима труда и отдыха водителя.   

    Председатель Совета народных депутатов Междуреченского городского округа Ю.А. Баранов отметил, что депутатский корпус  инициировал такую встречу, "чтобы мы посмотрели друг другу в глаза и могли высказать все наболевшее, что есть".

    — Мы с депутатами неоднократно эту тему обсуждали, мнения в Совете разные, полного согласия с непопулярной мерой нет, —  признал Юрий Алексеевич. — Мы понимаем, что у каждого своя ситуация, есть дети, внуки, которые ежедневно пользуются общественным транспортом при самом скромном семейном доходе. Но мы  все безусловно за то, чтобы  автобусы в городе ходили исправно и никто не замерзал на остановках, не опаздывал на учебу, работу, на прием к врачу и по другим делам.

    Мы видим, что вопрос назрел:  прятать голову в песок и ничего не решать нет ни малейшего резона. Иначе завтра никто не гарантирует нам безопасности, либо автобусы просто не выйдут на линию.

    У тружеников на пассажирском транспорте  их  заработная плата — единственный источник дохода для их семей. И работодатели в большой тревоге: специалисты уходят от них на угольные предприятия, где могут прилично зарабатывать.  Поэтому за рулем автобусов мы чаще всего видим пенсионеров либо совсем зеленую молодежь.

    Нам всем следует  понять  ситуацию, услышать друг друга, донести до своего окружения информацию о плачевном положении дел в отрасли.  Если мы своим городским сообществом  сейчас отмахнемся и не поддержим своих перевозчиков рублем,  они обанкротятся и уйдут, люди потеряют рабочие места.

    Председатель городского совета ветеранов В.Я. Казанцев подчеркнул необходимость сохранения льгот для пенсионеров.

    Представитель совета старейшин В.Д. Рыжов высказал неоднозначную позицию.

    — Замечу, что на слушания приглашены, в основном, ветераны труда — мы и так все ездим бесплатно.  Почему бы данный вопрос не начать обсуждать с людьми, которые постоянно ездят на работу,  возят детей в образовательные учреждения, в учреждения культуры, спорта, в больницы? — заметил Виктор Денисович. —  Еще  вопрос  —  почему  довели  до такой ситуации?  Как  заключали  контракты  с  перевозчиками по  несовместимым  с  жизнью расценкам?  Наконец,  если  уж государственная власть планирует многомиллиардный  рывок —  обновление транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности  пассажироперевозок,  то почему  бы не начать  с элементарного:  обновления  парка автобусов по соответствующей федеральной программе?  

    Доходы населения  остаются  невысокими,  а  нам еще предстоит решать аналогичные  проблемы, связанные с  ростом вложений граждан в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования...

    Тему подхватила  представитель  совета старейшин   Надежда Андреевна Пахомова,  предложив местным чиновникам и депутатам составить обращение к высшим должностным лицам региона и страны — губернатору, главе федеральной антимонопольной службы, председателю правительства РФ, президенту —  о том, чтобы не допустить дальнейшего роста цен на бензин.

    — Думаю, все понимают проблемы АТП и частных перевозчиков и никак не желают им банкротства, а их работникам  потери рабочих мест, — заметила Н.А.  Пахомова. —  Но разве, узнав о планах правительства по повышению  в полтора  раза  акцизов на бензин,  с 1 января 2019 года, мы ничего не можем сделать?  Ведь за подорожанием бензина вновь последует серия повышений цен на все, что составляет наше повседневное потребление.  С 1 января также будет увеличен  НДС, с 18 до 20%.   

    Мы хотим,  чтобы наша плата за проезд  действительно пошла на пользу местным перевозчикам:  на рост зарплат  водителям, автослесарям, механикам, на приобретение запчастей и новых автобусов,  а не  оставалась  на заправках нефтяных магнатов.  

    Л.В. Сдвижкова заверила,  что все  поступившие  предложения  будут внесены в протокол и приняты к сведению как на муниципальном, так и региональном уровнях.  

    —   Заявки на новые автобусы, по федеральной программе,  пишутся  постоянно,  но Междуреченску перепадают лишь один-два автобуса в год, — отметила Людмила Викторовна, отвечая на вопросы.  —   Частные перевозчики  берут на себя определенные виды работ и обязательства в надежде, что стоимость этих работ будет корректироваться, хотя бы на коэффициент инфляции.  К сожалению, этого не произошло. В течение ряда лет   при существенном росте расходов на перевозки, доходы транспортников никак не увеличились. От безысходности работники уходят из этой сферы.

    Еще на один  вопрос, справедливо ли равнять компактный  Междуреченск  с  мегаполисами,  по стоимости проезда, ответил Г.Д. Кирсанов.

    —  Когда мы анализировали деятельность перевозчиков и рассчитывали их выручку,  то обратились к опыту других городов, Кемерова и Новокузнецка,  для сравнительного анализа, — пояснил Григорий Дмитриевич. —  У нас  каждый автобус на маршруте в пределах города совершает  12 — 13 рейсов, туда и обратно (вокзал — диспетчерская — вокзал), за 12 часов работы автобуса, в сутки.  По большим городам количество рейсов  может быть в два, три, четыре раза  меньше,  из-за большей протяженности маршрутов. Но есть такие показатели,  как "человеко-километр"  и  "моточас  автобуса",  и  выручка за 12-часовую смену выходит  одинаковая.  В схожих  условиях в Междуреченске работают автобусы на более длинных поселковых маршрутах,  но  там выручка меньше,  поскольку основная часть пассажиров у них — льготных категорий.  Мы посчитали экономически обоснованный тариф по загородным маршрутам, он составил  23,5 рубля. Поэтому "частника" туда, работать себе в убыток, не загонишь.

    Получается,  апеллировать к тому, что у нас плечо доставки маленькое  и  стоимость проезда должна быть меньше,  некорректно.   Общий знаменатель — это выручка на  километраж  пробега автобуса либо на один  моточас  его работы.

    Поскольку у нас будет, согласно 144-му федеральному закону,  конкурс  среди подрядных организаций  по перевозкам пассажиров на  2019  год,  то мы рассчитали  максимальную цену контракта,  исходя  из  нового тарифа.  При расчете мы взяли коэффициент рентабельности 9,6%,  и у нас получается, что при проезде по городу цена поездки должна быть 20 рублей 81 копейка.  При тарифе 20 рублей выпадающие доходы — 81 копейку за каждого пассажира — будет в виде субсидий доплачивать перевозчику  местный бюджет. То есть,  даже при новом тарифе, городу придется компенсировать  перевозчику  необходимые  средства, чтобы он, действительно, мог обеспечить  качество и безопасность услуги.  С  этой  целью  мы рассчитали  также  амортизацию  автобуса  за шесть лет,  то есть после шестилетней  эксплуатации  перевозчик обязан заменить автобус на новый.

    Аудитория фактически без колебаний проголосовала за новую стоимость поездки на городском автобусе — 20 рублей.
    Старейшины пока воздержались...


    31.10.2018

    вернуться к списку