Отключения электричества

    21 ноября 2019 г.

    С 13-00 до 17-00 по ул. Томская 1-31 ВЛ-0,4кВ от ТП 65 монтаж арматуры.

    С 11-00 до 13-00 по пр. Коммунистический 18 – письменная заявка ООО «Чарка».

    С 9-00 до 12-00 по ул. Загородная 1-44, Ватутина 1-10, Калиновая 1-13 ВЛ-0,4кВ от ТП 182 монтаж СИП.

    20 ноября 2019 г.

    С 13-00 до 16-00 по ул.Железнодорожная, 1-50- ВЛ 0,4 кВ от ТП 69- ТО (чистка трассы).

    С 09-00 до 12-00 по ул. Паравозная,1-75; Деповская, 7-11; Гаражная, 3-6- ВЛ 0,4 кВ от ТП 70- ТО (чистка трассы).

    С 09-00 до 16-00 Центр зимних видов спорта, г. Югус- установка КТПН.

    » история отключений

    ПДН: профилактика и терапия

    Всегда острая тема — поиск методов снижения преступности среди подрастающего поколения. С этой целью существует профессия в органах внутренних дел — "инспектор ПДН". На такого специалиста возлагают массу обязанностей по профилактике преступности среди несовершеннолетних.

    Если посмотреть статистику, ежегодно на профилактических учетах в отделе МВД России по городу Междуреченску состоят свыше полутора тысяч лиц, из них несовершеннолетних — от полутора до двух сотен. Со всеми на постоянной основе проводится индивидуальная профилактическая работа… Как добиться её эффективности? Обсуждаем с ветераном МВД Маргаритой Борисовной Алиулловой, за плечами которой более четверти века службы, из них почти двадцать лет — в отделе по делам несовершеннолетних, в том числе в руководящей должности.

     — Со школьных лет и не думала, что доведётся служить в милиции, мечтала стать врачом, — улыбается Маргарита Борисовна. — Теперь полагаю, что "лечение" поражённых социальными болезнями подростков, их души, травмированные нездоровыми отношениями в семьях, которые ребёнок впитывает и начинает выплёскивать на окружающих, — это и стало настоящим моим призванием.

    Считается, инспектор ПДН — это педагог и юрист в одном лице, а я в Новосибирске окончила НЭТИ, получила специальность “Инженер-экономист”. Вернулась в 1986 году в родной Междуреченск, и, поскольку с юных лет была в первых рядах пионеров, комсомольцев, работала в городском штабе ВЛКСМ, меня направили в горком комсомола. К работе приступила в должности освобожденного секретаря комсомольской организации профтехучилища № 62 и начала обретать некоторый опыт воспитания "трудных" — прогульщиков, нарушителей дисциплины. Поэтому для меня не стала чем-то шокирующим и комсомольская путёвка на службу в милицию, где меня присмотрела и с апреля 1991 года приняла на службу начальник отдела по делам несовершеннолетних Татьяна Сергеевна Лаврина.

    Как руководитель, Лаврина знаменита своими "выходцами": целые плеяды сотрудников, пройдя её школу ПДН, профессионально выросли и сделали успешную карьеру в дознании, следствии, в прокуратуре, в администрации города. ПДН считали кузницей кадров. Татьяна Сергеевна — это высший пилотаж руководителя. Все те качества, которые стараются прививать руководителям в правоохранительных органах, Татьяна Сергеена умурялась в себе воплощать, проявлять и немного смягчать личным обаянием. Требовательная, по-военному чётко ставила задачи, инструктировала, контролировала и помогала справляться с трудностями.

    Довольно деликатно, но о каждом подчинённом узнавала всё. И чутко реагировала на перемены в настроении, самочувствии, искренне стремилась помочь. Ей многое удавалось — с устройством в детский сад, с медицинской, социальной, денежной помощью.

    И, представьте — мы пели хором! Поначалу понять не могли: ну, зачем это надо? Сейчас с теплом вспоминаем, как Татьяна Сергеевна приводила в отдел баяниста, и мы просто... пели песни. Скоро почувствовали, какая это мощная терапия. В хоре человеку легче петь открыто, громко, расправив плечи, набирая полную грудь воздуха. И выкричать весь негатив, саднящие душу переживания, выплакать в народной песне накипевшие слёзы. Переключиться на радостную музыку и вспомнить о красоте жизни, любви и мечтах... Со временем наш отдел "распелся" и стал сочинять частушки о работе разных служб большого коллектива: к Дню милиции, Новому году, к 23 февраля... При тяжелой, стрессовой работе такие позитивные моменты — это было правильно и прекрасно. Профилактика, чтобы не "выгореть" раньше времени. Татьяна Сергеевна всех нас научила быть организованными и многим это помогло стать руководителями!

    А начинала я лейтенантом милиции, вверенной мне территорией был Западный район.

     — Задача инспектора — профилактика, но доводилось заниматься и раскрытием преступлений, розыском подозреваемых?

     — Разумеется. Нередко возникали моменты, когда надо было отработать вместе с оперативно-следственной группой на причастность к правонарушению подростков. Запомнился один из первых грабежей, на который меня подняли ночью. Потерпевший запомнил "погоняло", и мы с опером пошли искать парня по этой кличке. По домашнему адресу привожу, стучим, из-за двери недовольный голос: "Кто?" — "Маргарита Борисовна". Дверь открывают: "Заходите, пожалуйста". Для меня это в порядке вещей — как я могу не помнить прозвищ и адресов своих поднадзорных? Как они могут меня не знать, если регулярно их навещаю? А оперативник был удивлён, что среди ночи я ни фамилии, ни должности, ни повода для визита не назвала, а мне сразу открывают и с уважением относятся. Хотя этот голубчик только что совершил грабёж.

     — Удавалось ли повлиять на судьбы трудных подростков?

     — Это главная задача инспектора — помочь исправиться. Однажды доставили с улицы в ночное время подростка, и в целях профилактики составили административный протокол на родителей. Мама крайне была возмущена нашим "формализмом", мол, один раз хороший мальчик немного припозднился — поймали, вместо того, чтобы настоящих-то преступников ловить.

    Но очень скоро этот мальчик попался на краже, именно ночью. В одиночку ему бы в голову такое не пришло, днём он — вообще другой человек, но в группе один из приятелей у нас на учёте состоял, он и спровоцировал "на слабо". Получается, мы указали родителям на недосмотр, дали шанс обратить внимание на сына — прописанных в законе "формальностей" вполне бы хватило, чтобы избежать уголовного преступления. Но выводов не сделали, излишней свободой сын злоупотребил, по факту кражи было возбуждено уголовное дело, подследственный поставлен на учёт. Нам довелось найти с той мамой общий язык, вместе пережить суд, и долго потом общаться — парень был в поднадзорной категории, но больше уже ничего криминального не совершал.

     — Трудно ли обучиться работе с детьми?

     — На первых порах мне помогали наставления начальницы. Запомнилось про "тихушников". "Маргарита, вот ты выходишь утром на службу — к кому первым делом направишься?", — бывало, интересуется Татьяна Сергеевна. — "На кого жалобы вчера из школы поступили..." — "Ну, с "ершистыми" каждый день что-то приключается, их постоянно видно и слышно: скандалят, учителям грубят, в драку кидаются, карманные деньги у младших вытрясают. Ты их уже знаешь, они все налицо, с ними проще работать. А вот тихие… Это омут, в который заглянуть крайне сложно. Поэтому присматриваться надо к незаметным, скромным, невозмутимым "тихушникам". Такие могут дьявольски расчётливо вынашивать и осуществлять любые преступные планы. Чудо, когда такие вообще попадают в поле зрения правоохранителей — есть шанс не дать им зайти далеко, переключить на спорт, творчество, чем-то увлечь".

    Поначалу часто удивлялась, как это во внешне благополучных семьях дети могут так не уважать родителей, делать всё им наперекор, бунтовать. А в доме, где есть нечего, где мама и папа — пропойцы, ребёнок всё равно отчаянно, до слёз, за них цепляется, сбегает из интерната с какой-нибудь припасённой для них едой… А в иной семье, при равных условиях, дети — антиподы: один успешно учится и делает карьеру, другой буквально погибает от наркотиков. Почему всё так неправильно, несправедливо получается?

    Возможно, надо смотреть глубже, чтобы увидеть истоки проблем. К примеру, в первые годы жизни ребёнка в молодой семье царила атмосфера самой искренней любви, радости, больших надежд, счастья, он это помнит и не хочет верить, что ничего уже не вернёшь — родители спились и по сути предали свою любовь, семью, детей... Любовь вообще связана с сильными эмоциями, со страданиями в том числе. Если всё рутинно, ребёнок начинает подозревать в родителях равнодушие к себе и находит всё новую пищу для разъедающей его горечи. Отсюда — бунт, попытки привлечь к себе внимание своими выходками, либо тихий эскапизм, когда подросток сам культивирует в себе изгоя.

    Конечно, работать с детьми трудно, и учиться этому следует постоянно, чтобы быть с современными детьми, подростками на одной волне.

    Моя мама не раз удивлялась, сколько вообще сил кладёт общество на "перевоспитание" — и всё понапрасну. Мол, что вы можете тут поделать? Всё зависит от семьи, от личных качеств людей, которые составили эту семью. При скверных родителях ребёнок всё равно пойдёт по кривой дорожке…

    Но инспектор ПДН, по-моему, обязан внушать оптимизм и не опускать рук даже в самых тяжёлых случаях.

     — Какие меры воздействия считаете наиболее эффективными?

     — У инспектора есть немалый арсенал обязанностей по учету и мониторингу контингента среди молодежи на участке. Это профилактические посещения неблагополучных семей, надзор за проблемными родителями и опекунами, регулярное общение с несовершеннолетними учётных категорий, проведение разъяснительных лекций в школах, тесное взаимодействие с детскими психологами, социальными педагогами. Необходимы усилия по выявлению лиц, употребляющих наркотики; оформление подростков в воспитательные учреждения с временной изоляцией. Если поступают жалобы, заявления на подростка, инспектор проводит работу по выявлению причин его девиантного поведения.

     В беседах со школьниками, студентами инспектор обязательно акцентирует внимание на том, что, если несовершеннолетний совершил преступление, сведения об этом хранятся в базе данных МВД более 25 лет.

    Сведения о судимости передаются в военкомат и высшее учебное заведение, а это может помешать выбрать профессию, связанную с военной, с государственной службой, со сферой безопасности в самом широком плане. Сегодня при трудоустройстве практически везде запрашивают справку о несудимости, щепетильно относятся к биографии и репутации сотрудника, и вакантное место скорее предоставят несудимому соискателю. Ладно, перечеркнёте карьеру себе, но вы же перечеркнёте её и для своих будущих детей — лишите возможности поступить на юридическую специальность, на службу в правоохранительные органы, оборонное ведомство и так далее.

     Если внимание к ребёнку, его проблемам и окружению, профилактические беседы не приводят к положительным результатам, материалы передаются комиссии по делам несовершеннолетних — этот коллегиальный орган выполняет роль координатора.

    То есть специалисты разных ведомств рассматривают полицейские протоколы, выслушивают все стороны и принимают наиболее взвешенные, целенаправленные решения. Комиссия назначает уже административные меры наказания, и, если требуется, — комплекс социальных, воспитательных мер, где нужно проконтролировать, где помочь, возможно, — организовать долговременный патронат для семьи, чтобы добиться стабильного улучшения ситуации.

    Подчеркну, что работа инспектора ПДН строится совместно с управлением образования, отделом опеки, со специалистами социальной защиты, здравоохранения, со всей сферой, где можно дополнительно занять детей.

    Всех, кого только можно было задействовать, мы подключали. Тренеры по боксу, по рукопашному бою брали "уличных бойцов" на воспитание. Туризм, начальная военная подготовка — всё годится. Задача — с отрицательной направленности переключить энергию подростка на положительное направление. Такие дети быстро достигают первых успехов, и далее самоутверждаются в спорте, в молодёжных программах, в общественно полезном труде. Это же, в основном, сильные личности, им надо себя проявлять.

    Работая с самыми разными семьями, я эту практику, опыт применяла и к своей семье. У меня две дочери, каждая с характером, и я не пыталась оградить их, изолировать от менее благополучных сверстников, дать какое-то "оранжерейное" воспитание. Наоборот! К примеру, была традиция, на летних каникулах собирать как можно больше "трудных" и вывозить на Поднебесные Зубья. Инспектор ПДН — в роли педагога, и с нами обязательно были инструкторы по туризму, необходимые для многодневных походов.

    Мои дети со всеми общались, дружили, и после возвращения в город эта дружба продолжалась, в гости друг к другу ходили, делились своими переживаниями, увлечениями, планами.

     — Так у вас дочери были прямо "агентами влияния"!

     — Это естественные законы жизни. Только набирая свой личный опыт общения с самыми разными людьми, молодёжь начинает понимать, что хорошо, а что плохо, какой человек заслуживает их внимания и доверия, а какой — нет. Понимает, что есть честность, справедливость и доброта — ценности на все времена. Что следовать надо собственным целям и обдумывать свои поступки, не поддаваться сомнительным влияниям.

     — Маргарита Борисовна, как решалась проблема безнадзорности, которая захлёстывала улицы, или эта беда "сама ушла"?

     — Да, сейчас подобное не бросается в глаза и происходит реже, а в разгар 90-х дети большими группами сбегали из детдома, обычные ребятишки из соседних дворов сбивались в "банды" и шли отнюдь не на тимуровские дела. Попрошайничали, "бомбили" киоски, отнимали деньги, мобильные телефоны у сверстников, угоняли велосипеды, мотоциклы, воровали из машин. Среди бела дня прохожие нередко видели, как подростки медленно оседают прямо на дороге, прислонившись к стене дома или фонарю, глаза затуманенные… Самое доступное опьянение у них было от нюхания синтетического клея, токсикоманы это называли "шабить". В полиэтиленовые пакеты наливали и лицом туда, надышаться и "поплыть". Тысячи раз им объясняли, что от токсического поражения гибнут клетки мозга — мозги просто необратимо "усыхают", жизненно важные центры — дыхательный, сердечный — перестают работать. Медики не раз констатировали смерть от остановки дыхания и сердца у токсикоманов. Не говоря уже о поражении почек, печени, язвенных поражениях кожи…

    А сегодня я смотрю на новое, заметно более здравомыслящее поколение школьников и, честно говоря, радусь: дети больше заняты, у них совершенно другие мысли и представления обо всём. Как будто весь трагизм распада прежнего уклада жизни, семей, нравственных ценностей, надлом целого "потерянного поколения" позади, и люди стараются строить новую жизнь, открыть для себя перспективы.

    Возможно, большей частью "иную реальность" детям даёт теперь интернет. Исследователи говорят об этой новой зависимости. И виды психоактивных, одурманивающих веществ сейчас более деликатны, трудно уловимы для определения. И всё же, тенденция к более нормальному, здоровому, успешному образу жизни точно есть. Больше стало спортивных ребят, больше "олимпиадников" по школьным предметам. Дети не под нажимом родителей — сами стремятся в престижные вузы. Из внешних факторов — побороли бандитизм, развенчали "отрицаловку" с её зоновской субкультурой; территории города и большинства учреждений просматриваются видеокамерами — безнаказанно не пошалишь.

    Несомненно, усилия всего общества потребовались для снижения подростковой безнадзорности и преступности, оздоровления ситуации.

     — Вы уже исполняли обязанности начальника отдела ПДН и видели всю картину с введением инспекторов в школы — как оцениваете этот опыт?

     — Введение школьных уполномоченных было довольно спорной практикой, но хорошо, что мы её прошли. На мой взгляд, инспектор более эффективно работает в обычном формате, когда у него есть довольно большой участок, на нём две — три школы, в которые он заходит, а главное — наблюдает свой контингент вне школы, во дворах, общежитиях, по месту жительства. Ему доступен весь круг общения "трудных" подростков, он больше владеет разнообразной информацией, а в школе он ограничен. Из плюсов, возможно, у школьного уполномоченного больше было времени, чтобы организовать интересные занятия правовой тематики, с элементами интерактива. Он физически не давал агрессивным детям воли драться, отнимать деньги, вещи, обижать младших школьников. Больше углублялся в психологию, в индивидуальную проработку проблем с детьми из разных групп учёта,

     Но, по сути, в школе дети и так заняты и находятся под контролем педагогов. И не было чётко определено, когда же инспектору с ними работать, если перемены короткие, и после всех уроков дети имеют право на отдых, разгрузку — они спешат, сбегают, если инспектор хочет с ними побеседовать. Да и педагоги не везде поняли суть деятельности инспектора. Звучали разные мнения, но инспектор ПДН — не охранник на входе, он призван корректировать поведение несовершеннолетних.

     — В задачи инспектора входит и защита прав несовершеннолетнего. И тут он не одинок?

     — Если мы видели, что ребёнок находится в условиях социально опасных для его жизни и здоровья, что родители не исполняют своих обязанностей, детей временно изымали, помещали в социальные учреждения и проводили всю возможную длительную реабилитационную работу, чтобы вернуть эту семью в нормальное русло жизни. С этой целью взаимодействуют все социальные структуры города. Зачастую родителям требуется помощь, чтобы пройти лечение, восстановить документы, трудоустроиться.

    Подростков помещали в приют "Нежность". При систематических правонарушениях — если они не хотят учиться, совершают преступления — суд направлял таких в специальные закрытые учебные заведения. Там они хотя бы получат среднее образование, голодать и беспризорничать не будут.

    Напомню, что законодательство очень и очень гуманно к несовершеннолетним, судья старается дать все шансы к исправлению малолетнего преступника и выбирает вид наказания, не связанный с лишением свободы.

    Где-то мы ратовали, что надо бы жёстче. Слишком велика уверенность, что даже за тяжкое уголовное преступление, ответственность за которое наступает с 14 лет, опять "ничего не будет" — дадут условно. Должен же работать пример, алгоритм: вот человек совершил — вот ему наказание…

     "Моим" подросткам сейчас по 30 — 40 лет. Иду по городу — мужчины приветствуют, радостно машут: "Маргарита Борисовна! Маргарита Борисовна!" Подбегают: "А вы меня узнаёте?" Одни докладывают, что всё у них хорошо, работают там-то, своих детей воспитывают. Другие, чуть смущаясь, что в очередной раз отсидел, но нашёл, наконец, работу, семью хочет завести.

    И ведь каждого я, иногда не сразу, но вспоминаю! И радость в их глазах уже сейчас приносит мне удовлетворение от работы, которое раньше просто некогда было ощутить: столько тревог из-за этих мальчишек, девчонок! При том, что инспектором я была строгим и требовательным, и на суде выкладывала всё как есть. Родители бывали очень злы на меня, за плохие отзывы о сыне или дочери. В суде слово инспектора, который даёт характеристику обвиняемому, зачастую бывает решающим: какой это человек и заслуживает ли он снисхождения? Выступление в суде — это самая тяжёлая миссия инспектора, для этого нужно знать всю жизнь данного подростка — как она складывалась, почему именно так? Как он вёл себя ранее, как — во время условного наказания, во время следствия? Какой у него характер, насколько он склонен совершать противоправные действия, какая у него семья — доверительные отношения или нет, могут ли родные обеспечить контроль, положительно повлиять?

    …Когда я уже руководила коллективом ПДН, всех молодых инспекторов учила: для успешной работы надо в каждом подростке — даже в самом ужасном — найти что-то хорошее, нельзя видеть один негатив. Отыскав хоть одну бесспорно положительную черту, на ней можно "утвердиться", от неё вести диалог.

    Важно, что мы все были сплочённой командой. Было чувство, что ты среди своих, чувство локтя, взаимопонимания, дружбы, поддержки. С годами коллектив стал как вторая семья!

    Разумеется, весь смысл работы каждый правоохранитель призван видеть именно в защите людей — и потерпевших, и преступивших закон — в защите прав, жизни, достоинства личности каждого.

    …А своя семья для меня была "тихой гаванью" для восстановления сил. И всё же, старшая дочь с интересом погружалась в эту проблематику: какие факторы вызывают девиантное поведение у подростков? В итоге с красным дипломом окончила вуз и стала психологом в системе ГУФСИН, капитан внутренней службы. Любит свою работу, не теряет интереса к людям, и у неё всё получается, — с теплотой говорит Маргарита Борисовна. — Другая дочь закончила Московский горный университет и трудится в угольной промышленности, горным инженером — это очень круто! Гордится своим коллективом, предприятием.

    *

    В числе государственных наград М.Б. Алиулловой — три медали МВД "За отличие в службе" III, II и I степеней, почётный нагрудный знак "За отличную службу"; областная медаль "За достойное воспитание детей"; множество поощрений, почётных грамот, благодарственных писем — за высокий профессионализм и ответственное участие в судьбах подрастающего поколения.

    И по сей день, хотя личный состав инспекторов ПДН обновился, держит связь с "девочками", переживает, насколько сегодня зарегламентирована их служба, поэтому главное пожелание — чтобы хватало сил, душевных и физических, на живую работу с подростками, на общение, совместные прогулки и даже турпоходы.

    И, конечно, поздравляет всех с профессиональным всех праздником!

    ©ИД Контакт. С. Журавлева. Фото из домашнего архива М.Б. Аллиуловой.


    08.11.2019

    вернуться к списку

    VIP объявления

    города Новокузнецк, Кемерово